8 (800) 200-42-62
Звонок по России бесплатный
Дистанционная переподготовка и повышение квалификации по всей РФ
Система дистанционного образования

Вы спрашивали - мы отвечаем! Как справиться с эмоциональным выгоранием в коллективе

В нашем лексиконе не так давно появилось выражение «профессиональное выгорание». Возможно, такое явление наблюдалось и раньше, однако наиболее подвержены этому синдрому наши современники. По всей вероятности, сказывается ритм жизни, условия работы, постоянные стрессы.

И если проявление ментального расстройства не заметить сразу, и его синдром поразит сотрудника, то такой человек не сможет сам выполнять обязанности, и дестабилизирует весь коллектив.

Как распознать выгорание
Руководитель не сможет сам диагностировать расстройство, если только он не психотерапевт. Но в его силах, как управленца, создать для своего персонала систему, которая предотвратит выгорание, а также поможет отслеживать признаки этого состояния, и не позволит довести ситуацию до крайней точки.

Симптомы синдрома заключаются в снижении мотивации, упадке физических сил, спаду продуктивности и работоспособности, в чувстве цинизма и негативного отношения к профессиональным обязанностям.

Советы специалиста
Естественно, только квалифицированный специалист может диагностировать эмоциональное выгорание. Однако руководитель должен внимательно наблюдать за состоянием работников, но не делать поспешных выводов.

Если у работника проявляются признаки, соответствующие описанию синдрома, то это совершенно не значит, что можно ставить диагноз «выгорание». Возможно, человек просто устал, и ему нужен отпуск. А когда вернулся энергичным и активным, значит, ему просто нужно было отдохнуть.

Когда при наблюдении за человеком выявлено пассивно-агрессивное настроение, конфликтность, саботаж – то эти признаки можно считать проявлением синдрома. А если при этом снижается работоспособность, допускаются ошибки и человек теряет нить разговора – все равно не стоит «приклеивать» ему ярлык выгорания. Лучше побеседовать с ним, отправить в отпуск.

Эмоциональное выгорание может показаться и в случае, когда у работника нет интереса к своей деятельности, ему не нравится задача или он не совсем понимает свою роль в этом проекте. Поэтому практичнее всего вызвать сотрудника на безопасный и адекватный разговор. Если открытые контакты не предусмотрены корпоративной культурой, то это чаще всего заканчивается выгоранием. Вопрос только во времени.

Профессиональное выгорание напрямую связано с организацией рабочих процессов персонала.

Спровоцировать синдром может непонимание сотрудниками поставленных задач и конечного результата, конфликт в коллективе, несоответствие заданий особенностям профессиональной подготовки работника.

Поэтому хороший руководитель будет применять профилактику выгорания в коллективе. Для этого не обязательно брать на себя обязанности психотерапевта. Необходимо всего лишь регулярно анализировать ситуацию, получать обратную связь от подчиненных, учитывать в процессе их возможности и навыки.

Иногда бывают случаи, когда признаки выгорания проявляются в середине сложного проекта, когда процесс и на паузу невозможно поставить, и заменить сотрудника некем. В таком случае работнику должно быть озвучено решение, как и когда сможет поменяться ситуация, и добавить, что уже разработан конкретный план изменений.

А простые обещания без плана выхода из проблемы – прямой путь к синдрому выгорания.

Поддержка и коучинговая коммуникация
В компаниях, где корпоративная культура избрала путь на открытое выражение эмоций, профессиональное выгорание имеет меньше шансов на развитие. Когда сотрудник знает, что в сложной ситуации он может поискать поддержку в чате, стать участником постоянной группы созвонов или личных встреч, у него появляется уверенность в том, что к нему прислушаются, и окажут содействие.

Примерной моделью обратной связи руководителя станет коучинговая коммуникация. Эта практика сводится к беседе, когда начальник не ругается и не указывает работнику на недостатки, а грамотно и умело подводит собеседника к его личным выводам.

Когда все-таки обнаружился «выгоревший» сотрудник, следует определить, какую роль он играет в коллективе, может ли он воздействовать на других работников. И если на этом человеке замкнуты главные процессы, а от их состояния зависят конечные результаты, в первую очередь, руководитель должен обезопасить бизнес. Работнику могут уменьшить нагрузку, перевести на другую работу, отправить в отпуск либо уволить.

Но не стоит забывать, что руководитель - ключевая должность, на которой могут быть завязаны все бизнес-процессы и получение результата. К тому же – это обычный человек. Поэтому не стоит начальнику взваливать на себя непосильную ношу, предъявлять к собственной персоне повышенные требования

У хорошего руководителя всегда есть план А и Б для работы, и возможность переключиться от производственных проблем за стенами бизнеса.

Звоните 8-800 – 200-42-62, мы обязательно подберем для Вас необходимую программу.