Жизнедеятельность современного общества основана на информатизации и цифровой трансформации – основных этапах развития производственных процессов.
Затронула эта широкая тема информационных инноваций и образовательную сферу. Новые технологии все чаще бросают вызов устоявшейся образовательной системе с ее устаревшим подходом.
Традиционные просветительные программы уже в скором будущем будут заменены концептуально новыми проектами. Однако следует понимать, что эти технологии не просто будут дополнять существующие методы обучения, а изменят внутри образовательной системы все компоненты. Но изменения не коснутся фундаментальных основ сферы образования. Сначала будут пересмотрены традиционные алгоритмы, разработаны новые технологии, которые, со временем, смогут заменить устаревшие методики.
Сейчас на новый уровень вышли информационные образовательные проекты под названием «EdTech». Однако в РФ эти стартапы пока не развиваются на должном уровне. Специалисты, изучающие эту проблему, назвали несколько причин – «традиционность» обучения, слабая структура образовательного процесса, снижение спроса на специалистов с высшим образованием.
Требования к образовательным инновациям в РФ:
- доступность образования для всех слоев населения;
- индивидуализация образовательного процесса;
- создание «образовательного рынка» как нового инновационного бренда;
- внедрение в образование «цифровизации» и информационно-коммуникационных технологий.
В рамках исследований специалисты выделили технологии (МООС), внедрение которых изменит процесс обучения:
- дистанционное обучение;
- массовые онлайн-курсы;
- электронные библиотеки;
- технология «облачных вычислений».
Каждая из указанных технологий открывает новые возможности получения качественного образования.
Для МООС-проектов характерны отличительные признаки:
- бесплатное обучение;
- глобальность и массовость;
- привлечение к проектам лучших педагогов;
- применение распространенных элементов образования – экзаменов, графики, дедлайна, расписания;
- использование возможности многоканальной связи между участниками образовательного процесса;
- после прохождения курсов информация не исчезает из интернета;
- роль преподавателя стирается;
- есть возможность использовать специально подготовленные лекции.
Инновации в сфере образования вызывают опасение и недоверие у россиян, которые привыкли к традиционной системе обучения – с лекциями в аудиториях, определенным количеством слушателей.
Однако нововведения уже широко используются прогрессивными странами, где онлайн-курсы набирают широкую популярность.
Разные педагогические подходы к процессу обучения в интернете привели к созданию нескольких направлений онлайн-курсов.
В курсах cMOOC используется коннективистский подход. Обучение эффективно при повышении квалификации, непрерывном обучении и подходит слушателям для самостоятельного обучения.
Task-based MOOC – курсы, основанные на задачах, которые слушатель выполняет вместе с другими учениками. Курсы xMOOC разработаны профессиональными преподавателями и экспертами для крупных международных университетов. Здесь предусмотрен четкий график обучения, дедлайны, расписания, аттестация.
В России образовательное сообщество опасается, что когда работодатели станут принимать на работу слушателей, с сертификатами онлайн-курсов, то востребованность специалистов с традиционным образованием еще больше упадет.
К тому же, некоторые курсы идентичны тем, которые преподают в университетах, поэтому дипломы подлежат сертификации и аккредитации.
Вызывает сомнения и качество обучения. Претензии выражаются в академической нечестности, отсутствии контроля и надзора за учебным процессом, нетрадиционном характере взаимодействия слушателя и преподавателя.
Однако игнорировать внедрение инновационных способов обучения не получится. Эти технологии призваны изменить модель образования, и привести их, как к дискредитации, так и к улучшению.
Эксперты пришли к заключению, что у России есть реальный риск пропустить очередную инновационную революцию, выраженную в формате тотальных онлайн-курсов.
Однако открытое образование в РФ может иметь несколько путей развития:
- формирование платформы начального онлайн-образования, преимущественно с программами курсов, востребованных на рынке труда;
- генерирование собственной платформы МООС в ВУЗах;
- продвижение российских курсов и образовательных брендов на международных онлайн-платформах;
- перевод образовательной системы на инновационные рельсы, обеспечение учреждений доступом к сети Интернет и техническими средствами для обучения на онлайн-курсах.
Сторонники онлайн-обучения считают, что в скором будущем студенты получат возможность получать знания из курсов, размещенных в интернете. При этом традиционная система образования изменится до неузнаваемости.
Звоните 8-800 – 200-42-62, мы обязательно подберем для Вас необходимую программу